Книга Джунглей

Самые безумные автомобили, грузовики и мотоциклы Дакара

Идея проехать на максимально возможной скорости десять тысяч километров по бездорожью сама по себе кажется сумасшествием, но некоторые смельчаки шли еще дальше и строили для ралли-рейда “Дакар” не менее безумные транспортные средства. Можете не верить, но все это – гоночные машины, выходившие на старт легендарного марафона.

Две головы лучше

Первые гоночные «ДАФы» для “Дакара” запомнились в первую очередь своими прозвищами: «Могучий Мак» (в честь спонсора команды), «Нос» (из-за капотной компоновки), «Чемодан» (благодаря соответствующей раскраске). А эта машина справедливо носила имя «Двухголовый монстр».

В 1984 году голландцы решили покончить с доработанными для марафона серийными машинами и построили настоящий гоночный тянитолкай с двумя 11-литровыми турбодизелями общей мощностью около 800 лошадиных сил. Это позволяло на некоторых спецучастках развивать максималку в 160 километров в час.

А где у дальнобойщика двигатель, там и кабина, хоть задний отсек здесь и служил только для отдыха экипажа.

Двухголовая машина получилась слишком тяжелой и где-то между африканским Таманрассетом и Иферуаном у нее развалилась задняя подвеска. Но это натолкнуло дафовцев на гениальную мысль – может быть, грузовику с двумя моторами не обязательно иметь две кабины?

Трансформеры

Создать что-то оригинальнее грузовика с двумя кабинами достаточно сложно, но итальянцам это удалось уже на следующем “Дакаре” 1985 года. Продукция фирмы Astra остается экзотикой до сих пор – ведь это это мелкосерийный производитель военной и тяжелой строительной техники, но для Дакара она построила грузовик, который совмещал и колесную, и гусеничную тягу.

Пара гусениц выдвигалась из боковин кузова и должна была помогать выбираться из песочной ловушки или преодолевать сложный участок бездорожья, хотя темп BM 309 в целом оказался невысоким: лучший из экипажей финишировал пятнадцатым. Интересно, что в составе второго, сошедшего экипажа “Астры”, ехала принцесса Монакская Каролина и ее муж Стефано Казераги.

Два с половиной человека

Поездка на гоночном мотоцикле с коляской напоминает цирковой номер на коне – никакой страховки для второго члена экипажа не предусмотрено, зато он должен постоянно балансировать весом своего тела для лучшего сцепления и развесовки.

Использовать это преимущество на Дакаре 1984 года решили французы Даниэль Макуар и Марк Фивр. Фивр держался за специально сваренный поручень, а в саму коляску помещались запчасти и какой-никакой походный скарб.

Однако третье, дополнительное колесо с покрышкой от Citroen 2 CV стало причиной еще большего количества проколов – иногда шины приходилось менять по десять раз за спецучасток. Да и темп трехколески оказался ниже обычных мотоциклов. Итог – финиш только на пятьдесят третьем месте.

Запах приключений

Jules II Proto 6x4 больше похож на декорацию к старому фильму “Безумный Макс”, но на деле служил самой быстрой в мире рекламной витриной для духов. В 1980 году дом Кристиан Диор выпустил туалетную воду "Жюль" для "нежных, но сильных, мужественных и свободных мужчин" и стал активно продвигать свой аромат через автоспорт.

В 1981 году Жаки Икс и Дерек Белл выиграли с наклейками Jules Ле Ман, к 1981 году был подготовлен сумасшедший дакаровский прототип с кузовом Rolls-Royce, а в 1984 этот трехосный монстр Jules II Proto 6x4. Внутри трубчатая рама и кевларовый кузов, в центре базы американский многолитровый V8 с отдачей в 350 лошадиных сил и коробка передач от лемановского гоночного прототипа.

Дверей у Proto попросту не было – внутрь штурман и пилот просачивались через откидные боковые окна, а мощность передавалась на переднюю и... среднюю ось. Задние колеса лишь уменьшали давление на грунт и могли пригодиться в случае поломки подвески или прокола.

К сожалению, вытянутое трубчатое шасси “Жюля” просто не выдержало дакаровских нагрузок – машина сошла. Но необходимый рекламный эффект уже был достигнут.

Не стой под стрелой

Попытки покорить Дакар с помощью военной техники происходили неоднократно. Например, с помощью американских Humvee. Но монстр на этих фотографиях всегда будет стоять особняком. Общая длина построенного на базе армейского крана Studebaker Proto Seiko 8x8 превышает гарабиты небольшого речного судна – 9,1 метра при высоте 3,6 и ширине 2,4 метра.

Две передние оси были управляемыми, а колеса крутил 8-цилиндровый турбодизель Deutz, который выдавал 340 лошадиных сил при 2400 оборотах в минуту. Скорость Studebaker развивал невысокую и был задействован в качестве боевой машины поддержки и шоу-стопера часовой фирмы Seiko, превращаясь на бивуаках в настоящий оазис.

Прикрепляемая к заднему борту лестница вела в уютную кают-компанию, где проводились пресс-конференции, а победитель каждого этапа приглашался поужинать и провести ночь с комфортом – на борту имелся запас шампанского и устриц.