МИНИ МЫ

Пески против снега. Дакар против Монте-Карло. История легендарных гоночных MINI?

Судьба была благосклонна к MINI едва ли не больше, чем к любой другой машине – начиная с красивой легенды про чертеж Алекса Иссигониса на салфетке и заканчивая любовью к MINI квартета The Beatles. Все были без ума от британской крохи, но когда она свирепела, то начинала еще и раздавать затычины на гоночных трассах. Как все начиналось и чем легендарный раллийный MINI шестидесятых отличается от дакаровского прототипа MINI All4 Racing?

Конструкция MINI изначально строилась вокруг размеров небольшого буфета с вместительностью семейного седана – британцам нужен был маленький автомобиль, способный пережить еще один нефтяной кризис и в один присест развернуться на пятачке перед церковью в Стаффордшире.

В конце концов, инженеры просто посадили четырех человек среднего телосложения и разложили вокруг них детали и колеса. Поэтому радиатор ютился в крыле и выдувал жар в колесную арку, а вместо пружин применялись полые резиновые конусы – на привычных местах они просто не помещались.

Зато в машине было все, что нужно для неспешной поездки на работу или к родителям в Шотландию. Четыре места, руль, отопитель, а на откинутую крышку багажника можно было водрузить огромный чемодан – главное, чтобы он не перевесил сам автомобиль.

На автостраде 34-сильный моторчик тянул неохотно, но как только дело касалось поворотов, MINI расцветал. Ради экономии двухдверка была облегчена, словно гоночная машина: чтобы увеличить пространство в салоне, двери были сделаны полыми, со сдвижными стеклами и шнурками вместо ручек, как у лемановских болидов тех лет.

Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, широкая (по отношению к колесной базе) колея, низкий центр тяжести и реечный рулевой механизм наделили двухдверку шустрой управляемостью. Главное – не терять скорость, иначе набрать ее заново будет очень сложно: до первой сотни MINI разгонялся за 26,5 секунды, а максималка не первышала 121 километр в час.

У этой машины явно был большой потенциал и его заметил не кто иной, как Джон Купер. Во время Второй мировой войны Джон работал в секретном бюро по разработке одноместных подводных лодок, и свои первые спортивные машины строит по тем же военным принципам: надежно, недорого и эффективно.

Его заднемоторные формулы быстро добились успехов в младших классах, а с конца пятидесятых Cooper Car Company начала громить конкурентов в Формуле-1 и выиграла чемпионаты 1959 и 60 года. Так что когда Купер предложил “прокачать” MNI для гонок, British Motor Corporation сомневаться в его способностях не стала.

Двигатель был модифицирован для большей отдачи – в частности, базовые 848 кубиков объема были доведены почти до литра за счет увеличения хода поршня, передаточные числа трансмиссии укорочены, а на передних колесах стояла редкая для маленькой машины инновация – дисковые тормоза.

Стиль и озорной характер двухдверки тем временем становился феноменом: в середине шестидесятых на MINI ездил не только миллион британцев, но и все участники группы The Beatles, Бриджит Бардо, знаменитая модель Твигги, знавший толк в европейских штучках Стив Макуин. Не устоял даже ярый патриот всего итальянского Энцо Феррари.

Джек Брэбхем, Грэм Хилл и Джим Кларк опробовали кроху на кольцевых трассах, но лучше всего MINI подошел для ралли. Заводская команда British Motor Corporation не могла похвастаться лучшим оборудованием и быстрейшей машиной, но компенсировала это энтузиазмом и талантливыми сотрудниками.

Выставленная на ралли Монте-Карло 1964 года 90-сильная версия Cooper S уступала конкурентам в мощности три-четыре раза, но гонка выдалось очень снежной и пока Ford Falcon шведа Бо Лунгфельдта с огромным V8 мел хвостом в тесных, обледеневших поворотах, крохотный и легкий MINI с передним приводом получил дополнительное преимущество.

Особенно уверенно Cooper S чувствовал себя в узких шпильках на спуске, когда чистая мощность не могла ничего противопоставить проворности британской малолитражки.
Как потом скажет Падди Хопкирк, пилот MINI под номером 37: "Нам везло, машина была в порядке – все сложилось воедино и произошло это в нужный момент". Не зная до последнего момента, победил он или нет, Хопкирк финишировал в семнадцати секундах впереди шведа и до сих пор хранит поздравительную телеграмму от The Beatles с подписью “Падди, ты один из нас”.

В следующем году погодные условия на некоторых участках Ралли Монте-Карло оказались еще хуже, и ледовый опыт финна Тимо Мякинена, с его фирменной манерой тормозить левой ногой, позволил повторить успех. А в 1967 году на MINI победил другой финн – Рауно Аалтонен.

Британская кроха теперь была на вершине успеха – едва ли столько внимания и удачи выпадало другому автомобилю. MINI любили массы, суперзвезды, а его спортивная версия наставляла фингалы более мощным соперникам на гоночных трассах, правда резервы конструкции уже были на пределе.

Десятидюймовые колеса все же были маловаты, расточенный до 1275 кубиков моторчик страдал от перегрева. Механики делали дополнительные отверстия в крыле, ставили шестилопастной вентилятор, но радиатор давно нужно было переставить вперед, а места для этого не было.

Спустя три года после триумфа в Монте-Карло спортивное подразделение было расформировано, а гоночные MINI запомнились нам маленьким и юрким двухдверками, чтобы однажды стать полноприводными прототипами стоимостью в миллион евро.

Созданная отпрыском семьи Квандтов, давних акционеров BMW, команда X-Raid разработала MINI All4 Racing для Дакара всего за девяносто дней и из четырех своих марафонов эта машина выиграла все четыре.

На смену обледеневшим поворотам Монте-Карло и очарованию французской Ривьеры пришли русла рек, гравий, песок, дюны и жара под 50 градусов. Тем интереснее посмотреть, чем эти две гоночные машины из разных эпох отличаются.